Разместить

Рекомендуем

Проблемы развития автомобильного транспорта в России

Маргосов Василий Васильевич
10.12.2016

Важная цель автомобильного транспорта как сектора транспортного комплекса страны заключается в удовлетворении потребностей экономики и населения страны в грузовых и пассажирских перевозках при минимальных затратах. Чтобы достичь поставленную цель, по нашему мнению следует последовательно решить следующие задачи [Кузьмина В. Об основных итогах развития транспортного комплекса в 2008 году и задачах на 2009 год// Автомобильный транспорт. 2009.№4.-с.3-4.]:

  • обеспечить доступность транспортных услуг для населения;
  • обеспечить устойчивое функционирование организаций транспортного комплекса в условиях современной рыночной экономики;
  • привлечь частных инвесторов в развитие транспортной инфраструктуры;
  • продолжить реформирование транспортного комплекса.

Следует отметить, что развитие автомобильного транспорта является одним из ведущих факторов экономического роста регионов и повышения конкурентоспособности российской экономики в целом. Транспорт следует рассматривать как своего рода двигатель экономики. Без хорошо налаженного транспортного обеспечения не представляется возможным дальнейшее развитие экономики, поскольку от его надежности и четкости во многом зависит трудовой ритм всех отраслей промышленности.

Проанализировав результаты исследований по вопросам основных проблем автомобильного транспорта и развития этой отрасли экономики, мы пришли к выводу, что если инфраструктура российского автомобильного транспорта будет на высоком уровне развития, то это даст взаимодополняющий эффект, включающий развитие массового предпринимательства и межрегиональной кооперации, превращение крупных городов в центры агломераций, развитие пригородов, куда перемещаются офисы крупных компаний, изменение экономических и социальных условий жизни в городах с затухающей экономикой, включение экономики регионов в глобальный рынок.

На данный момент состояние автомобильного транспорта страны не позволяет в полной мере удовлетворить потребности народного хозяйства и населения. Причиной этому нам видятся следующие остро стоящие проблемы:

  • низкий технический уровень производственной базы предприятий;
  • несовершенство налогового законодательства;
  • небезопасность дорожного движения;
  • экологические проблемы и высокий уровень вредного воздействия на окружающую среду.

Самой актуальной проблемой является проблема низкого технического уровня развития автотранспортных предприятий. В связи с непрерывным развитием и совершенствованием автомобилей, условий перевозок, типов подвижного состава, необходима полная замена автомобильного парка с целью повышения комфорта, которая существенным образом повлияет на качество оказываемых услуг. Также существует большая необходимость поочередного сокращения по возрасту эксплуатации подвижного состава с использованием различных механизмов [Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года - http://rosavtodor.ru/documents/transport-strategy-2030/].

Следующая проблема, связанная с автомобильным транспортом, которая затронула большинство автотранспортных предприятий, - это несовершенство налогового законодательства. В настоящее время мелкие и крупные автопредприятия поставлены в далеко не равные условия. Малые предприятия переведены на уплату единого налога на вмененный доход. В то же время крупные автотранспортные предприятия обязаны выплачивать все налоги и различные сборы во внебюджетные фонды. Кроме этого, для автотранспортных предприятий не предусмотрены льготы ни по налогу на имущество, ни по транспортному налогу.

Еще одной проблемой, связанной с автомобильным транспортом, является обеспечение безопасности дорожного движения. Качество дорожного покрытия влияет как на износ автомобиля, так и на безопасность дорожного движения.

В качестве основных путей решения вышеперечисленных проблем мы выделили следующее направления:

  • внедрение в некоторых регионах страны глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
  • внедрение системы слежения усталости водителя, которая предназначена для сравнения поведения водителя и траектории движения автомобиля на протяжении всей поездки;
  • ужесточение предприятиями контроля над выполнением нормативных требований эксплуатации подвижного состава;
  • реализация «Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте», в рамках которой предусмотрены мероприятия по противодействию террористическим угрозам на всех видах транспорта [Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов - http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130924_5].

Одной из важнейших проблем автомобильного транспорта также является высокий уровень вредного воздействия на окружающую среду. В процессе эксплуатации автомобильного транспорта происходит загрязнение воздуха и почвы, а также захламление больших территорий. Это связанно, прежде всего, с авариями при транспортировке опасных грузов и выделению выхлопных газов в атмосферу.

Мы придерживаемся мнения большинства экспертов, что для эффективного решения экологической проблемы государство и автотранспортные предприятия должны скоординировать свои действия. Под скоординированными действиями мы подразумеваем введение запрета постановки на учет автомобилей, экологический класс которых ниже ЕВРО-5 со стороны государства и понижение энергоемкости транспорта путем своевременного и качественного проведения ремонта, замены подвижного состава новым со стороны предприятий.

На основе изложенного мы можем констатировать, что на сегодняшний день все перечисленные проблемы, в первую очередь, связаны с недостаточностью финансирования. Развитие автомобильного транспорта должно базироваться на привлечении дополнительных частных инвестиций и формировании внебюджетных дорожных фондов [Фурсов В.А., Лазарева Н.В. Управление конкурентоспособностью автотранспортных услуг // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2012. № 4. С. 217-221 ; Лазарева Н.В., Фурсов В.А. Формирование системы мониторинга предпринимательской среды регионального рынка транспортных услуг // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2011. № 1. С. 251-255]. Решение проблем на транспорте позволит повысить эффективность его работы.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Календарь публикаций

ПНВТСРЧТПТСБВС
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Оставайся в курсе