Претензия по доставке груза: правила и сроки предъявления
Независимое агентство сюрвея и аджастинга НАСА
претензия, доставка груза
25.08.2020
Если при доставке обнаружились повреждения товара или имущества, следует сразу зафиксировать степень и масштаб порчи. Затем можно оформить претензию на ответственное за перевозку лицо или компанию. Если она не будет удовлетворена, заказчик имеет полное право обратиться за восстановлением нарушенных прав в суд.
В процессе перевозки могут быть задействованы несколько физических и юридических лиц. К ним относятся грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик, экспедитор.
Как вопрос претензии касается каждого из участников грузоперевозки
За порчу, умышленное или неумышленное повреждение груза основную ответственность несёт перевозчик – юридическое лицо, осуществляющее доставку груза в указанное место. Сокращенный срок исковой давности распространяется на правовые отношения, вытекающие из договора транспортной экспедиции, включая требования о взыскании задолженности. Это должен помнить каждый перевозчик, особенно тот, кто склонен наращивать свою задолженность или предоставлять отсрочки при оплате оказанных услуг.
Грузоотправитель – это лицо, указанное в договоре о перевозке, выступающее от своего имени или по поручению владельца груза. Ему следует знать, что оформление претензии является обязательным условием для обращения в суд, если с грузом во время транспортировки случилась порча или потеря. Претензионный порядок необходим и для урегулирования спора с перевозчиком мирным путем.
Согласно принятым правилам, получивший претензию от клиента перевозчик обязан ответить на неё не позднее 30 дней после её получения. Если ответ так и не поступил, заявитель может воспринять это как отказ от рассмотрения своих требований и обратиться в суд.
Грузополучатель обладает правом предъявления претензии. Но он должен помнить о сроках исковой давности. Согласно правилам, срок исковой давности равен трём годам, но срок предъявления требований к перевозчику – всего один год. Если заявитель упустит время, суд имеет право отказать в рассмотрении иска. Помимо суда, в случае игнорирования перевозчиком претензии, заказчик услуги также может обратиться в Роспотребнадзор или транспортную прокуратуру. При оформлении следует указать личные данные, время и место составления документа, данные о фирме-перевозчике и факты, указывающие на нарушение договора.
Экспедитор должен знать, что его деятельность и ответственность определяется условиями договора с грузоотправителем. Экспедитор редко является перевозчиком фактически: он лишь является посредником между заказчиком доставки и перевозчиком. Он может предъявить регрессные требования к виновнику повреждения груза. Для этого также понадобится оформление претензии, а срок исковой давности будет применяться сокращенный.